Публикации























Главная тема
25.05.2017
Границы в интернете и "ветряные мельницы" мессенджеров
Это лишь повышает интернет-грамотность пользователей, уверены эксперты НСН.




СМИ и закон


23.05.2017
16.05.2017
11.05.2017

Главная | Публикации







01.12.2006
МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ В РЯЗАНИ
Автор: Флорин Дмитрий
Регион: Рязанская область


Есть только "Миг"

Версия для печати

В прошлом году исполнилось 30 лет с того дня, как старший лейтенант советских ВВС Виктор Беленко посадил секретный истребитель-перехватчик МИГ-25 на японский аэродром Хакодате. Об этом случае до сих пор вспоминают не только в России, но и далеко за ее пределами (помимо непосредственных и косвенных участников - Японии и США). Однако мало кто знает, что всемирно известный истребитель-рекордсмен мог войти в историю авиации еще и как истребитель-убийца.

В конце 80-х "заблудившийся" МИГ-25 совершил вынужденную аварийную посадку "на брюхо" на учебно-тактическом аэродроме Протасово. К моменту посадки в баках оставалось топлива всего на несколько минут работы двигателя, и по счастливой случайности самолет не рухнул на город или какой-либо сельский населенный пункт.

Транзит Дальний Восток-Япония

В этом году "юбилей" того непонятного и неоднозначно растолковываемого события, когда летчик Беленко "припарковал" секретный истребитель, флагман советских ВВС, МИГ-25, на японской земле.

6 сентября осуществлялся обычный тренировочный полет. Беленко оторвал МИГ от взлетной полосы аэродрома истребительного полка в приморской Чугуевке в 12:50. Через 10 минут связь с самолетом прервалась. На поиск места катастрофы, а ничего иного наше командование тогда не могло и предположить, были подготовлены к вылету несколько вертолетов поисково-спасательного отряда. Однако взлететь им так и не понадобилось. Уже через несколько часов весь мир облетела весть, что в гражданском аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолет. Только через несколько месяцев Беленко официально объявили изменником Родины, а получить обратно уже изрядно "распотрошенный" американцами МИГ, удалось лишь в ноябре того же года.

Помимо "вскрытия" американскими разведчиками и техниками, самолет получил незначительные повреждения еще при посадке. Дело в том, что посадку летчик совершил на аэродром, не предназначенный для приема таких самолетов. "Взлетка" вес более 30-тонного аппарата выдержала, но не более. По правилам 25-му необходима длина полосы в полтора километра. Минимально необходимая – километр. Это только если совершать посадку, так как его длина разбега на взлете составляет 1250 метров. А пробег при посадке – 800 метров.

При посадке на "парах" (топлива у старлея оставалось на пару минут полета) Беленко чуть не "ввалился" во взлетающий Боинг-727. Пришлось выполнить резкое пике. На полосу он практически "упал" на скорости 360 км/ч. Выпустил  тормозные парашюты, заблокировал колесные тормоза, однако этого оказалось недостаточно. Колесные покрышки дымились, тормоза скрежетали, самолет сильно дрожал, однако он все равно выскочил за северную границу аэропорта, сбил мачту освещения, пропахал грунт передней стойкой шасси, на которой лопнули покрышки, и чуть было не ударив мачту радиоантенны, остановился в 300-х метрах от края взлетно-посадочной полосы. Топлива оставалось на 20 секунд полета. Для безопасной посадки ему не хватило почти трети полосы. Однако и перепуганные японцы, ожидающие высадки советских войск или уничтожения МИГа с воздуха, и распиливающие его 2 месяца американцы, были поражены тем, что самолет вообще остался цел, а не развалился на части от такой посадки. Через несколько лет этому же качеству советского истребителя поражались и курсанты дислоцировавшейся в Протасово (Рязанская область) учебной летной части.

Приблудный замполит

По какой в действительности причине в конце 80-х над Рязанью "заплутал" МИГ-25, доподлинно не известно. Все это "тайна за семью печатями" КГБ и Минобороны СССР.

Известно лишь то, что после выполнения задания заместитель командира по политической части одного из истребительных полков, вдруг начал связываться с рязанским авиадиспетчером, объявив о неполадках в навигационной системе, и что топлива ему осталось всего на несколько минут полета. Замполит, как подобает верному ленинцу, до последнего пытался справиться с проблемами сам. Когда стало понятно, что если не запросить помощи, то двигатели истребителя просто остановятся и он рухнет, летчик наконец-то начал говорить с наземными службами.

Специфика МИГ-25 состоит в том, что это довольно "экстремальный" самолет. 38 мировых рекордов, из них 7 – абсолютных, побить которые никто не может до сих пор. В принципе, эту модель МИГа многие справедливо считают не самолетом, а огромной крылатой ракетой. 3 звуковые скорости, "околокосмический" потолок. Однако вся эта "красота", к сожалению, весьма ограничена одним критерием – временем полета. При всей своей мощи самолет имел дальность полета всего 1730 (одна из модификаций) километров. Учитывая, что его нормальная крейсерская скорость была сверхзвуковой, нетрудно догадаться, что полет составлял всего около часа с "копейками". И то – при условии, что не будут включаться форсажные камеры, имеющие гигантский "аппетит".

В общем, когда "летун" над Рязанью понял, что сам он куда надо уже не долетит, стал просить помощи. После его рассказа о том, что он видит, удалось установить, что самолет находится где-то в районе аэродрома Протасово. Топливо предательски подходило к концу. Замполит принял решение сажать машину именно здесь.

В Косопузию "на брюхе"

В те годы в Протасово дислоцировалась учебная летная часть. Летали курсанты на стареньких, но надежных чешских L-29. Образование им по окончании давали, если сравнить с "гражданкой" - среднеспециальное. Себя они называли гордо: "Школа камикадзе". Мол, летчиками им предстоит стать только в случае начала военных действий. Окончившим эту "учебку" курсантам, если они хотели продолжить службу в авиации и летать, все равно необходимо было поступать в летное училище, правда, там они уже пользовались авторитетом – как никак, а парни уже летавшие.

"Парящий" практически "на парах" замполит запрашивает длину "взлетки" в Протасово – 3 километра. Чешским "дельфинам" (слэнговое название L-29) хватало и половины этой длины. Однако часть учебная, поэтому и ВПП  (взлетно-посадочная полоса) была намного больше, чем требовалось. Ведь бывали и такие "орлы", которые умудрялись "выскакивать" при посадке с полосы и при такой длине "взлетки".

25-му хватило бы 3 километров чтобы не только сесть, но и не разворачиваясь еще и взлететь. Это если бы летчик был грамотный. Но возможно замполит все же больше специализировался по политической части. Неожиданно для наземных служб он предупреждает: "Приготовьте полосу – сажаю "на брюхо".

Полосу ему расчистили, все что можно было по-быстрому отогнать от ВПП – отогнали подальше. Ведь при посадке без шасси самолет может вести себя совершенно непредсказуемо.

МИГ-25, уже с практически пустыми баками, "плюхается" на полосу аэродрома Протасово. Грохот, скрежет, облако пыли, искр, дыма, кусков покрытия полосы. Пилот живой. Самолет хоть и не пригоден для дальнейших полетов, однако все же спасен.

В принципе, в такой ситуации, пилот имел полное право катапультироваться – топливо почти на нуле, навигация не работает. Однако находящийся за штурвалом майор все же спасает машину и все то, куда эта махина могла бы грохнуться в случае, если бы пилот катапультировался. Расстояние от Протасово до Рязани – меньше 20 километров. Такое расстояние 25-й преодолевает за несколько секунд. Если бы эта стальная "дура" сама прилетела в Рязань, наш город надолго бы вошел в мировую историю, как "неимоверный несчастливчик".

Уже через несколько часов, к взятому под охрану 25-му прибывают специалисты КГБ, ВВС и чего-то там еще. В считанные часы с машины демонтируют всю носовую часть – там расположена система опознавания "свой-чужой" и прочая секретная "начинка". "Клюв" самолета в экстренном порядке увозят в Москву.

Прибывшие на место посадки генералы ВВС, вошедшие в состав комиссии по расследованию инцидента, поначалу долго хвалят "прибрюхатившегося" замполита. Спас ведь машину! Кто-то что-то ляпнул про звезду Героя Союза.

Однако уже на следующий день расследования, эти же генералы замполита готовы "разорвать на части", после того, как они узнали длину ВПП Протасово – 3 километра. А 25-му достаточно и одного!

Так страна не узнала этого "подвига" - он получился слишком уж неоднозначный.

Безликая смерть героя

Когда с самолета была демонтирована секретная часть, его оттащили в самый дальний угол аэродрома. Вокруг него еще долгое время "ползали" специалисты из комиссии по расследованию. Впрочем, когда главные "шишки" уже убыли обратно в Москву вместе с "полугероем"-пилотом, ползать специалисты стали в буквальном смысле слова.

Получавшие новую секретную грозную машину командиры летных частей одновременно любили этот самолет и ненавидели. Дело в том, что в различных системах истребителя протекало, в общей сложности, почти 250 литров чистого спирта. Летать ему приходилось на запредельных высотах, он имел стальной, в отличие от своих дюралевых собратьев, корпус. Чтобы некоторые системы не замерзали и исправно функционировали, их заправляли спиртом. А представляете, сколько спирта было положено этому "пьяному истребителю" на одно только обслуживание! Рассказывали даже, что жены некоторых летчиков и технарей просили командование частей запретить использовать эту "летающую цистерну". Когда после многочисленных случаев распивания стратегического материала на руководство ВВС вышли с просьбой подобрать замену используемому в самолете спирту, произошла интересная история. В одну часть привезли какую-то низкозамерзающую дрянь, которой планировалось заменить спирт. Технари сняли с самолета несколько трубок, заполнили их водой и засунули в рефрижератор. Потом, разорвавшиеся ото льда трубки отнесли "экспериментаторам". Спирт в 25-х так и не заменили.

Когда обследование и демонтаж "протасовского" 25-го МИГа был в самом разгаре, спирт из систем самолета стал странным путем "испаряться". Представляете – испарился в конце-концов полностью! Правда, при этом "пострадало" несколько технарей – видимо надышавшись паров спирта, они вели себя как вечером празднования Дня ВВС.

Разбирали бывший флагман советского истребительного флота долго. Сначала официально, а потом – "конкретно". Когда с самолета было снято все оборудование, остался практически один корпус, который охранялся силами "протасовской "учебки".

Когда летная часть в Протасово канула в лету, корпус МИГа стал растаскиваться местными ворюгами из соседних сел.

Рассказывают, что последний остаток остова могучего истребителя, символа "холодной войны", затем просто отвезли на ближайшую деревенскую помойку. Хотя, возможно врут.

Но так или иначе, а за довольно короткий срок огромный истребитель просто "растворился" рядом с летным полем, на который его заставил так жестоко садиться перепуганный "блудный" замполит.





  1     2    3    4     5

Национальная Служба Новостей


Конференции













Форум "Медиакратия"

Последние сообщения
Разделы
Ответы
Обновление
8
29.05.2012 00:50
Виктория Островерхова
11
23.04.2011 09:00
djan
2
28.10.2010 00:04
Антон ХАНИН
16
27.10.2010 23:56
Антон ХАНИН





Блиц-опрос
Ваши планы на предстоящее лето

отдыхать в России

отдыхать в других странах

работать в поте лица

ждать переезда в новый дом

уйти на пенсию




Итоги голосования












Анкета участника


Медиакраты в Хабаровске

Лучшее

Золота сотня Медиакратов






Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100


Интернет-издание Национальной ассоциации журналистов "Медиакратия"
109012, Россия, Москва, Новая пл., д.8, стр.1
Тел.: +7 (495) 606-84-86
Создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-20597



Обратная связь:

info@mediacratia.ru
mediacratia@mediacratia.ru